На главную страницу сайта   

NONCOMMERCIAL USE ONLY
ТОЛЬКО ДЛЯ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ



САНКХЬЯ ДАРШАНА

(VII в. до н. э. — наст. время)

Одна из шести древнеиндийских ортодоксальных или брахманских школ, признающих авторитет Вед, — школа санкхья. Однако свое учение санкхья строит, основываясь не непосредственно на Ведах, а на независимом опыте и размышлении. (В этом смысле она объединяется с ньяя-вайшешикой и йогой и противостоит веданте и мимансе.) Название «санкхья» («число», «перечисление») объясняется, видимо, тем, что санкхья строит теорию познания опираясь на аналитическое перечисление элементов космоса в их становлении от исходных принципов до всего многообразия мира объектов.

Основателем Санкхьи традиция называет мудреца Капилу (VII в. до н. э.), чьи сочинения, как и сочинения его ближайших по времени учеников до нас не дошли. Наиболее древний из известных на сегодня текстов санкхьи — сочинение Ишваракришны «Санкхья-карика» (или, как звучит один из благозвучных переводов на русский, — «Учение о Благом Познании»; к слову, термин «санкхья» переводится также как «правильный путь познания»).

Отправная точка метафизики санкхья — учение о наличии следствия и причины. Кстати, а что такое метафизика? Как вы понимаете это слово? [...]

Так вот, о следствии и причине.

Следствие и причина понимаются санкхьяиками как два состояния (выявленное и невыявленное) одной и той же субстанции. Отсюда — естественный поиск первопричины или первопричин бытия, не связанных с творцом/демиургом, т. е. Богом, и к теории эволюции-инволюции в объяснении мира. При этом последователи санкхьи говорят о реальном превращении причины в следствие. Ну и, наконец, причинными истоками Мироздания, двумя исходными реальностями Мира санкхьяики полагают пракрити (материальная первопричина) и пурушу (Я, дух — первопричина духовная).


Итак, подведем первый промежуточный итог:

во-первых, санкхья — это, прежде всего, учение о неразрывности причины и следствия, о наличии следствия — в его непроявленном виде — в причине, ибо они представляют собою разные состояния одной и той же субстанции;

во-вторых, по санкхья существуют две первопричины бытия: пракрити/материя и пуруша/сознание.


А теперь — детальнее.

Следствие потенциально содержится в причине. Существует система аргументов санкхьи, доказывающих верность этого утверждения.

Ну, скажем, так:

— если следствие потенциально и реально не содержалось бы в причине, то никакие усилия и силы не могли бы вызвать его появления, как ничто, к примеру, не может превратить красное в голубое, или соль — в сахар; иначе мы могли бы сказать, что несуществующее становится существующим, то есть из ничего возникает нечто, однако подобное утверждение абсурдно; наконец, мы видим, что по своей сути следствие не отлично от причины и в сущности тождественно ей: ткань реально не отличается от пряжи, из которой она изготовлена (только характером организации волокон); статуя — то же, что и камень, только в преобразованном виде и новой форме; а, скажем, вес стола равен сумме весов составляющих его деревянных элементов.

При этом санкхьяики утверждают, что при возникновении действия происходит реальное, а не иллюзорное превращение материальной причины в следствие: например, превращение молока в творог, глины — в горшок, что вовсе не иллюзия, в отличие от воображаемого превращения во тьме веревки в змею.



Пракрити

Учение санкхья о том, что причинность означает реальное превращение материальной причины в следствие логически ведет к понятию о пракрити как первопричине мира объектов.

Все объекты, в том числе тело и душа, ощущения и интеллект (но не сознание!) представляют собой ограниченные и зависимые предметы, образованные комбинацией определенных элементов. Таким образом, видим, что мир — ряд следствий, которые должны иметь причину. Что же является причиной мира? Она не может быть пурушей, т. е. Я или сознанием, ибо Я по определению не является ни причиной, ни следствием чего-либо. Поэтому причиной мира должно быть некое не-Я, т. е. нечто, в корне отличное от духа, Я или сознания.

Далее философы санкхьи говорят:

общеизвестно, что в эволюции вещей причина — нечто более тонкое, чем следствие, и она определяет следствие подобно семени, из которого развивается дерево, или желанию, которое превращается в сновидение. Отсюда вытекает, что первопричина мира должна быть неким неинтеллектуальным, несознательным началом, которое, будучи необусловленным какой-либо причиной, вечно и всепроникающе, тонко и всегда готово производить мир объектов. Эта штука и получает название «Пракрити» — ничем не порожденная причина всех вещей, кроме Пуруши. Это единственная причина, не являющаяся следствием, т. е. Причина всех причин и следствий. Она неизбежно вечна и вездесуща, ибо ограниченное во времени и пространстве не может быть первопричиной мира.

При этом каждое следствие, порождаемое своей материальной причиной, в момент уничтожения/распада/разрушения вновь превращается в эту причину. Иными словами, существующее следствие, являющееся проявлением причины, в конечном счете вновь растворяется в последней.

Эта первопричина, именуемая условно «пракрити» (или — прадхана, или — авьякта), изначальна и недифференцируема и состоит из трех гун, называемых в санкхье саттва, раджас и тамас.

Говорят, что пракрити является единством гун, находящихся в состоянии равновесия.

Гуной называется составной элемент или субстанция, а не атрибут или качество. Т. е. под гунами следует понимать элементы или сущностные частицы основной субстанции пракрити.

Само слово «гуна» имеет множество значений, в том числе — «качество», «нить», «струна», «прядь»... Однако ни одна из гун не воспринимаема в отдельности. А заключение об их существовании делается на основании наличия объектов, являющихся их следствиями. И поскольку следствие по сути тождественно своей причине, то мы и познаем природу гун, познавая природу их продуктов.

В самом деле, одна и та же вещь может доставлять удовольствие одному, страдание — другому и быть безразличной третьему. Скажем, игра на барабане может радовать исполнителя, причинять муку его больному соседу и быть безразличной человеку, созерцающему звезды. Итог поединка вызывает радость у победителя, удручает побежденного и безразличен для рефери. И так во всем.

Следовательно, можно доказать, что поскольку любая причина неизбежно состоит из трех элементов: удовольствия, страдания и безразличия, то из тех же элементов должна состоять и Причина причин. И этими элементами образуется как сама пракрити, так и все предметы вселенной. Итак — саттва, раджас и тамас. Эти три слова стоит запомнить.


Саттва есть добродетель, удовольствие или блаженство, это легкое и положительное начало, с которым связаны способности отражения и излучения, как и устремленности вверх.

Раджас — начало деятельное. В нем заключены движение и активность. Благодаря ему неподвижные и пассивные саттва и тамас выполняют свои функции. Но он — и источник всех болезненных переживаний и причина страдания.

Тамас — пассивное и отрицательное начало в вещах. Это тяжелый, препятствующий элемент. Он противоположен саттва-гуне, ограничивая силу проявления/отражения вещей в уме и интеллекте, порождая тем самым темноту и невежество, путаницу и замешательство. А противодействуя раджасу, он вызывает сон, дремоту, леность, апатию и безразличие.


Гуны всегда вместе и никогда не отдельно. Как относительно противоположные масло, фитиль и пламя объединяются для получения света (тут любопытно еще и то, что речь идет о трех агрегатных состояниях вещества: жидком масле, твердом фитиле и плазмо-газообразном пламени, используемых для получения четвертого — полевого — состояния материи: фотона или частицы/волны), так и гуны сочетаются для производства объектов Вселенной, хотя и обладают различными и — более того — противоположными качествами, из-за чего каждая пытается подчинить себе остальные. Потому нет ничего содержащего три гуны в равных пропорциях, т. е. идеального. А отсюда и возможность деления объектов на хорошие, плохие и никакие; на чистые, нечистые и нейтральные; на разумные, активные и пассивные.


Второй промежуточный итог:

по санкхья, пракрити — материальная основа мира — состоит из трех гун: саттва, раджас и тамас;

саттва — легкое положительное начало,

раджас — начало деятельное, но и источник страдания,

тамас — тяжелое препятствующее, отрицательное начало.


Вторым признаваемым санкхьяиками типом первичной реальности является пуруша или Я. Потому на краеугольный контрольный вопрос материализма «Что первично: материя или сознания?» санкхьяики отвечают утвердительно в обоих случаях, заменяя при этом «или» на «и». Чувство Я и МОЕ — наиболее естественное и бесспорное переживание, свойственное всем. При этом не только нельзя всерьез отрицать свое Я, но и сам факт отрицания предполагает реальность Я, вытекающую из вопроса: «Кто это отрицает»?

В признании существования Я так или иначе сходятся все школы индийской философии, однако определение природы Я вызывает среди них глубокие разногласия.

Что до школы санкхья, то, согласно ей, Я отлично от тела и чувств, ума и интеллекта, а также не принадлежит и миру объектов. И представляет собой обладающий сознанием дух, некий вечный СУБЪЕКТ, никогда не становящийся объектом какого-либо познания.

«Я» есть чистое сознание, сознание «как таковое». Оно и есть сама сущность, а не просто качество Я. Оно, это Я — устойчивое постоянное сознание, в котором нет ни изменения, ни активности. Я — выше всяких изменений и активностей, являясь беспричинной, вечной всепроникающей реальностью, свободной от каких-либо привязанностей и не подверженной воздействию каких-либо объектов.

ВО КАКОЙ РОСКОШНОЙ ШТУКОЙ МЫ, ПО САНКХЬЕ, ОБЛАДАЕМ! :)

Существование этого трансцендентного субъекта опыта доказывается санкхьяиками с помощью своего ряда аргументов.

Ну, хотя бы так:

Все материальные объекты, включая ум и интеллект, чтобы достичь чего-либо или реализовать какую-либо цель, должны контролироваться и направляться неким разумным началом. Машина работает только тогда, когда ею управляет человек. Следовательно, должно существовать некоторое Я, руководящее действиями пракрити и ее продуктов.

Или так:

Все объекты наделены тройственной природой: удовольствием, страданием и безразличием. Но первые два из них имеют смысл только если есть кто-то, кто их испытывает или переживает. Значит, должны существовать некие обладающие сознанием субъекты или Я, испытывающие и переживающие соответственно удовольствие или страдание.

Далее в рассуждении санкхьяиков возникают более сложные перечислительные структуры, служащие целям описания сложной структуры мира и его эволюции.

Так, например, из преобладания саттвы выводятся 11 органов:

— 5 органов восприятия (во рту, в носу, в ушах, в глазах, в коже, но не сами эти физические органы),

— 5 органов действия (во рту, в руках, в ногах и в половых органах);

— ум, орган управляющий.


Из преобладания тамаса происходят 5 тонких элементов, ну, а раджас поставляет тем и другим энергию, необходимую для превращения саттвы и тамаса в свои продукты.


Описываются 5 тонких элементов — сущностей звука, осязания, цвета, вкуса и запаха, не воспринимаемые обычным образом.

Из них возникают 5 вещественных элементов:

— эфир,

— воздух,

— свет или огонь,

— вода,

— земля.


Предполагаются две стадии эволюции: физическая и духовная.

И т. д. и т. п.


А теперь — об отношении классической санкхьи к Богу.

Классическая санкхья выступает против признания бытия Бога.

Увы, говорят санкхьяики, но бытие Бога не может быть доказано никоим образом. Да в нем, собственно говоря, и нет нужды, чтобы объяснить мир, ибо пракрити является достаточно обоснованной причиной мира. Бог же — как вечный и неизменный творец мира непредставим, поскольку, чтобы произвести некое следствие, причина должна измениться и стать этим следствием.

При этом отдельные комментаторы допускают существование Бога как верховного существа, но являющегося лишь свидетелем, а не создателем мира. И тогда мир оказывается чем-то вроде конституционной или парламентской монархии, где Богу-монарху формально принадлежит и подчиняется все, но все решения и действия принимаются и совершаются индивидуалистским парламентом неисчислимых бессмертных Я. Так, якобы, и живем.


И вот итог окончательный:


— санкхья есть учение двайтистское, т. е. предполагающее два начала мироздания: пракрити-материю и пурушу-сознание;

— пракрити-материя состоит из трех элементов-гун: саттвы, раджаса и тамаса, которые никогда не воспринимаются в отдельности, но — лишь в несбалансированной совокупности.


И, наконец, о связи санкхья и йоги.

Иногда систему индийской йоги называют также теистической санкхьей, поскольку йоги использовали метафизику и теорию познания, выработанные санкхьей, но, в отличие от собственно санкхьи, считают Бога высшим объектом сосредоточенности и самопознания.

На чем сегодня и закончим.



Использованная литература

1. Чаттерджи С., Датта Д. ДРЕВНЯЯ ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, М.: 1954.


Фрагмент из «Санкхья-карики» Ишваракришны
© Yu Kan,
текст, 1995;
дизайн, кодинг, 2005.

   Цикл популярных лекций по восточной философии   

  На главную страницу сайта