На главную страницу сайта   


С. В. Филонов

ДАОССКИЕ ПРАЗДНИКИ:
Этнографические заметки из даосского монастыря Байюньгуань


Жизнь в даосском монастыре течет размеренным потоком — словно тихая и неспешная река, на поверхности которой деяния и мысли монахов оставляют лишь еле заметные волнения, чуть видимые расходящиеся круги, соединяющие каждого даоса с великим сообществом жизни, не нарушая гармонии великого всеединства, но лишь объединяя и укрепляя эту слаженность — единую нить, в которую вплетены все существа мира, подчиненные незримому закону сопричастного самоестественного самораскрытия, закону спонтанного бытия, диктуемому Истинным Владыкой (термин академика В.М.Алексеева: [Алексеев В.М., 1916, с. 17; Лисевич И.С., 1979, с. 10]), началом всех начал, вечной точкой вне познаваний и измерений, неподвижным движителем всего сущего — Великим Дао.

В строго определенные дни эта тихая заводь превращается в бурлящий стремительный поток, поражающий наблюдателей сиянием и величием. Преображение связано с даосскими торжествами, оно означает, что наступают дни даосских праздников — торжественных и ярких церемоний, освященных древней традицией и преисполненных таинственного смысла. Несмотря на то, что все монахи ждут эти дни и готовятся к ним, все равно они врываются в тихую жизнь монашеской общины неожиданно и стремительно, и каждым своим приходом снова словно в первый и единственный раз прорывают границы мирского, вознося всех сопричастных в заоблачные дали Иного мира.

В дни даосских торжественных ритуалов, в просторечье именуемых даосскими праздниками (дао цзе), служители облачаются в особые, подобающие таким дням одеяния, делающих даосов похожих на небесных сяней. Монастырь в такие дни украшается многочисленными флагами, бунчуками и знаменами. Возжигаются курительные палочки, струйки дыма которых наполняют храм благоуханием и делают его подобным на заоблачные чертоги. Звучит особая храмовая музыка, уносящая ввысь думы и помыслы. Одно из обязательных действ любого торжества — ритуал жертвоприношения звездам, божествам и основателям учения, во время которых декламируются особые, наиболее высокочтимые даосские тексты. Служба в эти дни проходит не просто торжественно и строго, но так ярко и образно, что скорее напоминает театрализованное представление, призванное не показать или выразить нечто, но в истинном смысле слова слить воедино все миры и их обитателей — всех живших, живущих и ожидающих своей очереди быть призванными на земную твердь. Литургия соединяет прошлое и будущее, перекидывает мостик между небесным раем и чистой земной обителью, которая, словно лотос, находясь на грешной земле, остается незапятнанной.

В даосских монастырях праздничными службами и особыми торжественными ритуалами отмечаются дни рождения святых, бессмертных, великих подвижников прошлого, а также различные даты, связанные с даосскими божествами.

Как уже было отмечено, такие дни нередко называют даосскими праздниками. Мы будем придерживаться этого термина, хотя вряд ли можно признать его удачным. Если подходить исторически, то легко обнаружить, что данные дни по своим генетическим корням отнюдь не связаны со знаменательными датами. Их истоки, как правило, лежат в древних традициях, обусловливающих строго определенные дни для совершения культовых церемоний. Первоначально это были жертвоприношения или особые, очистительные пиры (чжай), которые затем были восприняты и трансформированы даосизмом, в котором они стали днями наиболее важных и торжественных ритуалов, совершаемом не столько в стенах монастыря или в храме, сколько в душах и сердцах адептов. Непременная часть даосского ритуала — невидимая взору непосвященного, но основополагающая для посвященного — это особая психотехника — визуализацию божеств, которые, по представлениям даосов, населяют как Большой Космос (мироздание), так и Малый — тело человека.

Даосские праздники можно условно разделить на три группы. Первая — это дни, которые торжественно отмечаются даосами практически всех школ и направлений. Такие праздничные богослужения можно было бы назвать общедаосскими, но с одной оговоркой — каждый из даосских монастырей имеет свои исторические корни и опирается на свою полулегендарную традицию, которая в реальности диктует степень пиетета перед тем или иным даосским божеством. Поэтому даже “общедаосскиe праздники” отмечаются далеко не в равной степени торжественно и пышно во всех даосских монастырях. Общедаосским эти дни можно назвать лишь постольку, поскольку в даосском самовосприятии эти дни осознаются знаменательными и важными, независимо от принадлежности того или иного адептов к конкретному направлению или школе.

Ко второй группе относятся праздники, общие для всех даосов определенной традиции. Например, даосы школ Всеобъемлющей истины (Цюань чжэнь) и Правильной единицы (Чжэн и) кроме общих для них обоих, имеют и “собственные”, характерные только для их движения дни особых торжественных богослужений, сязанные либо с именами своих основателей и патриархов, либо с наиболее почитаемыми в данной школе божествами. Такое отличие обусловлено разной исторической судьбой этих двух ведущих направлений современного даосизма.

К третьему виду относятся даосские ритуалы, которые носят локальный (местный) характер. Даосская религия, особенно в период расцвета китайского традиционного общества, включила в свой корпус как общекитайские культы, так и немало локальных традиций. Примечательно, что часть из них по своим истокам не имеет ничего общего с даосизма и была включена в него относительно поздно, в период заката китайского императорского периода истории. Тем не менее, именно даосизм, и в этом надо отдать ему должное, способствовал тому, что данные традиции продолжили свое социальное бытие, сохранившись вплоть до сегодняшнего времени уже как даосские культы, имеющие локальный характер. Праздники такого рода связаны с прославленными деятелями прошлого, оставившими благую память о себе в конкретной местности, а также с божествами данной местности, божественными охранителями городов или сел, а также божествами-покровителями различных ремесел и профессий. Попутно отметим, что немалая их часть изначально входила в сферу общекитайского народного или даже государственного культа, но была распространена в конкретных районах Поднебесной.

Ко дням общедаосских торжественных богослужений относятся:

1. Праздники божеств Трех чистых сфер:

а) в день зимнего солнцестояния отмечается день рождения Изначального Небесного достопочтенного (Юань-ши тянь-цзунь);

б) пятнадцатого числа второго лунного месяца — день рождения Праведного и Добродетельного Небесного достопочтенного (Дао дэ тянь-цзунь);

в) в день летнего солнцестояния отмечается день рождения Небесного достопочтенного Духовной драгоценности (Лин бао тянь-цзунь).

Следует отметить, что последний праздник в последнее время теряет свое “общедаосское” значение. Хотя он по-прежнему отмечается во многих монастырях, тем не менее по своей пышности значительно уступает не только указанным выше двум знаменательным датам, но и остальным даосским праздникам [Ли Ян-чжэн, 1993, с. 50]. Такой факт достаточно просто объясняется исторической динамикой даосизма. Высокий пиетет пред Праведным и Добродетельным Небесным достопочтенным объясняется соотнесенностью данного божества с Лао-цзы, память о котором, видимо, будут чтить не только до тех пор, пока в живых будет оставаться хотя бы один даос, но, более того, — пока останется на земле хотя бы один китаец, помнящий свои корни. Изначальный Небесный достопочтенный, включение которого в высший эшелон даосского божественного пантеона связано с шанцинским движением, органично вошел и в пантеон учения Цюаньчжэнь, которое явилось, по крайней мере во многих аспектах религиозной практики, преемником школы Шанцин. Исходя из этого, неудивительно, что культ Изначального не померк в школе Цюаньчжэнь и даже приобрел значение для всех даосов. Совсем иное дело с Небесным достопочтенным Духовной драгоценности. Он вошел в даосский пантеон как высшее божество, почитаемое в школе Линбао (Духовной драгоценности), однако активная деятельность этой школы хотя и оказала значительное влияние на развитие даосизма, особенно ритуальной практики Небесных наставников, однако продолжалась не долго. Как самостоятельное движение Линбао прекратило свое существование уже к началу танской эпохи. Исчезновение с исторической сцены духовной жизни Китая конкретного феномена, породившего и поддерживавшего культ Небесного достопочтенного Духовной драгоценности, закономерно привел к постепенному ослаблению культа данного божества и снижения его статуса в даосском божественном пантеоне.

2. Праздники Трех начал:

а) праздник Высшего начала — Неба (букв. “небесного чиновника”), отмечается пятнадцатого числа первого лунного месяца. В китайской народной традиции этот день называется Праздником фонарей или Юаньсяоцзе, именно он завершает длинную череду торжественных и ярких мероприятий, связанных со встречей новой весны (нового года) и отмечается, вплоть до нынешнего времени, очень красочно. К этому дню готовят особые пельмени-ушки, называемые юань-сяо, но наиболее примечательный атрибут этого дня — фонари самых всевозможных форм и расцветок, которые готовят практически в каждой китайской семье. В даосских монастырях в дни приближения этого праздника наблюдается настоящее столпотворение — каждый добропорядочный гражданин считает своим долгом в предновогодние дни посетить даосскую обитель;

б) праздник Второго начала — Земли (“чиновника Земли”), отмечается пятнадцатого числа седьмого лунного месяца;

в) праздник Третьего начала — Воды (“чиновника воды”), отмечается пятнадцатого числа десятого лунного месяца.

3. День рождения Матушки — правительницы Запада (Си-ван-му) , которая в настоящее время, в результате значительного влияния народных религиозных верований, ассоциируется с женскими божествами-охранителями и чадоподательницами; этот праздник даосы отмечают в третий день третьего лунного месяца.

4. День рождения Батюшки — правителя Востока (Дун-ван-гун) или, как его еще называют, — Владыки-повелителя Востока (Дун-хуа ди-цзюнь) — шестой день второго лунного месяца.

5. День рождения первого Небесного наставника Чжан Дао-лина — пятнадцатый день третьего лунного месяца. Этот день наиболее значим для последователей школы Правильное единицы, являющейся прямой преемницей учения Небесных наставников.

6. День рождения Бога войны Гуань Юя или, как учтиво величают его даосы, Владыки-повелителя совершенномудрого Гуаня — двадцать четвертый день шестого лунного месяца.

7. День рождения Бога богатства Цай-шэня — семнадцатый день девятого лунного месяца.

8. Праздник Трех владык из рода Мао (сань Мао-цзюнь), т.е. трех полулегендарных маошаньских патриархов — Мао Ина, Мао Гу и Мао Чжуна, отмечается в третий день десятого лунного месяца.

9. День рождения праведника Ван Чун-яна, основателя школы Всеобъемлющей истины, — двадцать второй день двенадцатого лунного месяца. Этот праздник считается наиболее торжественным у адептов учения Цюаньчжэнь.

10. Встреча спускающегося с небес Нефритового государя — в ночь с 24-го на 25-е число последнего лунного месяца.

11. Пять праздничных богослужебных дней (Праздники Пяти ла):

а) первый день первого лунного месяца — праздничное богослужение Небу;

б) пятый день пятого лунного месяцев — праздничное богослужение Земле;

в) седьмой день седьмого лунного месяца — праздничное богослужение в честь легендарного основателя учения Лао-цзы, именуемого также титулом Праведный и Добродетельный небесный достопочтенный;

г) первый день десятого лунного месяца — праздничные моления во благо народа;

д) восьмой день двенадцатого лунного месяца — праздничные моления во благо сильных мира сего.

12. День рождения покровителя просвещения Вэнь-чана. Это имя в китайской традиции связана как с астральным культом, что определяет особую торжественность жертвоприношений звездам в этот день, так и с культом образованности и просвещения, что делало этого героя даосской мифологии одним из самых почитаемых божеств образованной элиты и учащейся публики в старом Китае.

13. День рождения Истинно-воинствующего (Чжэнь-у), великого повелителя нечистых и обитателей темного царства — третий день третьего лунного месяца.

14. День рождения Великого повелителя Восточного пика, владыки горы Тайшань — двадцать восьмой день третьего лунного месяца. Этот праздник наиболее широко отмечается в храмах, находящихся на горе Тайшань, а также во всех кумирнях в честь этой горы, которые когда-то были отстроены во всех уголках необъятной китайской империи.

15. Праздник двойной девятки — девятый день девятого лунного месяца. В народной традиции это праздник осени, урожая, очищения. Даосизм переосмыслил народную традицию и связал этот праздник с астральным культом, в связи с чем в этот день даосы чествуют девять великих императоров, которые живут на звездах Северного Ковша и управляют человеческими судьбами, отмеряя каждому нить его земной жизни.

Пекинский монастырь Байюньгуань, являясь центральным открытым монастырем школы Всеобъемлющей истины, в то же время служит родовой обителью или, другими словами, наследственным монастырем учения Лунмэнь, основанного праведником Цю Чан-чунем. В связи с этим и иерархия праздничных дней, отмечаемых в этом монастыре, имеет свою специфику. Наиболее торжественными здесь являются ритуалы, совершаемые в дни, связанные с основателями, патриархами и наиболее чтимыми божествами этого учения.

Наиболее торжественными в Байюньгуане считаются следующие пять праздников:

1. Праздник благоприятствующих звезд — в ночь с седьмого на восьмой день первого лунного месяца. В эту ночь совершаются ритуалы поклонения астральным божествам и звездам, на которых, согласно даосским преданиям, обитают верховные небесные повелители. В эту ночь даосы наблюдают звезды, составляют в соответствии с их расположением планы на весь год, а также совершают торжественное богослужение божествам судьбы в Палате благоприятствующих звезд.

2. День рождения Нефритового государя — девятый день первого лунного месяца. Для даосов это очень знаменательных день, поскольку Нефритовый государь воспринимался в даосизме, особенно в его “народном пласте”, верховным даосским владыкой, правителем Неба, Земли, Трех миров и Десяти сторон света (т.е. всего универсума). Соответственно, пышные ритуальные жертвы в его честь и хвалебные песнопения способны, по мысли верующих, умилостивить этого всемогущего и грозного владыку.

3. День рождения достопочтенного праведника Цю Чан-чуня (1148-1227), ученика Ван Чун-яна и основателя учения Лунмэнь — девятнадцатый день первого лунного месяца. Предания, бытующие в Пекине, гласят, что в этот день праведник Цю спускается в мир людей в образе простого смертного, чаще всего как нищий, странствующий монах или даже девушка-служанка, и в таком виде посещает когда-то воссозданный его трудами Байюньгуань.

4. День рождения легендарного основателя даосского учения Высочайшего Старого владыки (Тай-шан Лао-цзюнь) или, иначе, Лао-цзы (также носит имя Праведного и Добродетельного Небесного достопочтенного) — пятнадцатый день второго лунного месяца.

5. День рождения полулегендарного патриарха школы Всеобъемлющей истины праведника Люй Дун-биня (Гостя пещеры Люя) — четырнадцатый день четвертого лунного месяца [Ли Ян-чжэн, 1989, с. 401-402; Ли Ян-чжэн, 1993, с. 44-50].



  DAO H(%)ME PAGE