На главную страницу сайта   

NONCOMMERCIAL USE ONLY
ТОЛЬКО ДЛЯ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ


Ланкаватара-сутра

ГЛОССАРИЙ ЛАНКАВАТАРА-СУТРЫ


А Б В Г Д E И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Ю
 

АБХАСВАРА-ВИМАНА (букв. «сияющие обители») — обитель богов-дэвов мира форм, находящаяся на границе части Вселенной, подверженной разрушению, потому она не уничтожается всеиспепеляющим огнём в конце кальпы.

АБХИДЖНЯ («сверхзнание») — умения, в частности: (1) принимать любую форму, (2) слышать на любом расстоянии, (3) видеть на любом расстоянии; (4) проникать в ум другого человека, (5) знать прошлое и настоящее любого человека, полагаемые мирским сверхзнанием, и — 6) устранение двух препятствий (источников страданий и подлежащего познанию), полагаемое сверхзнанием надмирным.

АБХИ-ДХАРМА (букв. «высшая дхарма») — свод буддийских метафизических текстов.

АБХИ-САМАЯ (букв. «ясное видение/знание» либо «высший предел») — этот термин на русский переводят по-разному: «реализация/самореализация», «ясное постижение [четырёх благородных истин]», «просветление/пробуждение», а также — «достижение нирваны». В контексте третьей главы Ланкаватары под абхисамаей понимается ознакомительная передача бодхисаттвой некоему существу духовного опыта-переживания совершенного пробуждения.

АД АВИЧИ (а-вичи букв. «не-волнуемый, не-изменный»), в буддизме — низший или последний из восьми адов, в котором возрождаются свершившие пять неблагих деяний.

АДХИШТХАНА — одна из парамит: благоволение или бескорыстная помощь, оказываемая буддами чувствующим существам в достижении пробуждения.

АКАНИШТХА/АКАНИСТХА (букв. «не имеющие младших», т.е. «равные»), в буддизме — разряд богов и наименование населяемого ими высшего из уровней существования (или — небес) в т. н. «мире форм», земля будды Самантабхадры.

АКАША — один из великих элементов (махабхута) мира: пустое пространство, синонимичное европейскому эфиру как праматериальной первосубстанции.

АЛАМБАНА («свойства вещей»), в буддизме их шесть — пять свойств вещей, воспринимаемых пятью органами чувств, + мысль/смысл, воспринимаемая умом/манасом.

АЛАЯ-ВИДЖНЯНА (букв. «обитель различения» — «сознание-вместилище» или «сознание-сокровищница»), служит основою всех прочих виджнян.

АНАГАМИН (букв. «не-возвращаюшийся») — лишённый привязанности к сансаре и потому после смерти более в неё не возвращающийся. Подробнее см. разд. XLVIII, гл. 2.

АНУШАЯ — скрытые внутренние предрасположенности к свершению неблагих деяний, в отличие от источников страданий (клеша), являющихся собственно проявлениями страстей-анушая.

АПРАМАНА (букв. «безмерные») — четыре добродетельные качества, соответствующие четырём состояниям сознания: дружелюбие (майтри), сострадание (каруна), сорадование (мудита), бесстрастие (упекша).

АРХАТ/АРХАНТ (букв. «достойный, удостоенный; славный»), в буддизме — «достигший нирваны»: один из эпитетов будд. Подробнее см. разд. XLVII, гл. 2.

АСУРЫ, в индуизме и буддизме — полубоги либо противники богов.

АЧАЛА (букв. «не-движный, не-колебимый») — название восьмого из 10 уровней совершенствования бодхисаттвы.

АЯТАНА (букв. «опора [восприятия]»), в буддизме насчитывают 12 аятан: 6 внешних (форма, звук, запах, вкус, осязаемое, познаваемое) и 6 внутренних «врат», через которые шесть предыдущих проникают в сознание (глаз, ухо, нос, язык, тело, ум-манас).


БАЛА — особые силы, «которыми обладает будда. Это силы (иначе говоря — особые умения) знать: (1) что правильно и неправильно; (2) последствия той или иной кармы; (3) о том, что желают живые существа и в чем они находят удовлетворение; (4) истинную сущность всех вещей и явлений; (5) уровень способностей того или иного существа; (6) конечный результат всех деяний; (7) всевозможные способы сосредоточения; (8) прежние перерождения, а также сверхзнание (абхиджня); (9) постигать всё благодаря сверхъестественному ви́дению и (10) быть непогрешимым» (прим. переводчика к «Сутре о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы» в пер. А. Игнатовича).

БЕЗМЕРНЫЕ см. АПРАМАНА.

БЕЗÓБРАЗНОСТЬ (букв. нир-абхаса = «отсутствие» + «проявление, видимость, кажимость») — отсутствие ложных представлений или видение всего таким, как оно есть, а не каким кажется.

БЛАГОВОЛЕНИЕ — см. АДХИШТХАНА.

БЛАГОРОДНОЕ СЕМЕЙСТВО — «семейство» Будды, т.е. сообщество прилежных последователей Учения Будды.

БОДХИ-ПАКШИКА-ДХАРМА (букв. «дхармы, благоприятствующие [достижению] пробуждения») — полный их перечень состоит из 37 пунктов: четыре основы внимания (смрити-упастхани); четыре отвержения (самьяк-прахана) = четыре правильных усердия: избегание ещё не возникших неблагих состояний ума; отстранение возникших неблагих состояний ума; развитие ещё не возникших благих состояний ума; поддержка возникших состояний ума; четыре опоры чудесных сил (риддхи-пада): устремлённость (чанда), усердие (вирья), внимание (читта), распознавание (миманса); пять способностей восприятия (паньча-индрия); пять особых сил (паньча-бала: сила веры или шраддха-бала, сила устремлённости или вирья-бала, сила осознанности или смрити-бала, сила сосредоточения или самадхи-бала), сила мудрости или праджня-бала; семь частей просветления (бодхи-ангани): 1) внимательность (сати/смрити); 2) различение и исследование дхарм (дхарма-правичая); 3) восторг (прити); 4) усмирение [восторга] (прашраббдхи); 5) усилие (вирья); 6) сосредоточение (самадхи); 7) бесстрастие или невозмутимость (упекша)]; благородный восьмеричный путь (арья-аштанга-марга).

БОДХИСАТТВА — «пробуждённое/просветлённое существо».

БРАХМА, в индуизме/брахманизме — высший, наиболее абстрактный из богов, творец мира, произведший его из себя; в буддизме — смертный повелитель одного из множества т.н. божественных миров или миров богов (сатьялоки или «мира истины»), именуемого также «обителью Брахмы» (брахма-тва).

БРАХМАНЫ, в индуизме — представители высшей варны: духовные наставники, жрецы, философы.

БХИКШУ (от бхикш = «просить, получать») — бродячий нищенствующий монах или отшельник.


ВАЙШЕШИКИ — последователи древнеиндийской ортодоксальной (т.е. не отвергающей учения Вед) философской школы Вайшешика.

ВАРНЫ (букв. «покров, оболочка; качество») — система духовного разделения людей, принятая с древних времён в индийском обществе; основных варн — четыре: шудры (слуги, работники), вайшьи (торговцы), кшатрии (воины и правители) и брахманы (жрецы). Не следует путать варны с кастами (санскр. джати), определявшимися в древности согласно социальному положению человека.

ВАСАНА (букв. «мысль о ..., стремление к ...») — привычка, привычное устоявшееся желание, стремление либо представление, управляющие человеком и образующие основу его индивидуальности. По сути, васаны представляют собою отпечатки или впечатления, оставленные в сознании-сокровищнице (алая-виджняне) тем или иным фактом или событием, и формирующие определённые привязанности к зримому/воспринимаемому миру.

ВАЩИТА/ВАШИТА, букв. «подчинение» или «сверхъестественная способность подчинять всё собственной воле» — таково традиционное внеконфессиональное понимание этого термина. Однако встречается упоминание, что бодхисаттвам присущи 10 ващит: 1) аюр (жизненная сила); 2) читта (сила мысли); 3) паришкара (самообладание); 4) дхарма ([непогрешимое следование] истине); 5) риддхи (чудесные или магические способности); 6) джанма ([возможность выбирать облик при следующем] рождении); 7) адхимукти (открытость, предельное беспристрастие); 8) пранидхана (посвящение себя спасению всех существ); 9) карма ([независимость от] закона причин и следствий); 10) джана ([возможность выбирать] место рождения); таким образом, в контексте Ланкаватары этот термин означает «способность владеть собою», хотя встречается и перевод «безграничная власть».

ВЕЛИКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ (махабхута) — первичные составные части мироздания: 1) пространство или эфир (акаша), 2) воздух (вайю), 3) огонь (агни), 4) вода (апас) и 5) земля (притхиви).

ВЕЛИКАЯ РАДОСТЬ — см. ПРАМУДИТА.

ВЕТАЛА, в индуизме — демоны-вампиры, способные вселяться в тела умерших людей. Кроме того, в индуистских сказаниях веталы иногда наделяются сиддхами, т.е. сверхъестественными или магическими способностями.

ВИДЖНЯНА (букв. «различающее сознание»). Под восьмью виджнянами в буддизме йогачары-виджнянавады понимаются восемь разновидностей или элементов единой виджняны, образующих ту или иную личность. Это виджняны: 1) зрения (чакшу-); 2) слуха (шрота-); 3) обоняния (гхрана-); 4) вкуса (джихва-); 5) осязания (кая-); 6) мысли (мано-); 7) ума (также мано-; представляющая собою совокупность первых шести виджнян) и 8) алая-виджняна — «сознание-вместилище» или «сознание-сокровищница», являющаяся базовой или корневой.

ВИМАНА — самодвижущаяся воздушная колесница, иногда выполняющая роль трона, при этом в некоторых древних описаниях под виманою понимается дворец или храм.

ВИНАЯ — свод монашеских правил и предписаний.

ВОЛОСЯНАЯ ПРЯЖА (кешондука) — иллюзорная сетка или вуаль, видящаяся повсюду глазу, поражённому катарактой.


ГАНДХАРВЫ, в ведической мифологии — группа полубогов «блеском подобных солнцу»; кроме прочего, они почитались как непревзойдённые певцы и музыканты, услаждавшие богов своим искусством.

ГАТХА — стихотворный размер, стихотворная форма, но и священное песнопение, а также — духовное или наставляющее стихотворение.

ГРАД/ГОРОД ГАНДХАРВОВ — синоним миража, грёзы, при этом в Индии существовало поверье, что тому, кто увидит в воздухе этот призрачный город, грозит несчастье или гибель.

ГУНА (букв. «нить», но и «свойство/качество»), в философии Санкхья — три составных части материи: саттва, раджас и тамас.


ДАША-БХУМИ — десять уровней [совершенствования бодхисаттвы]; в Ланкаватаре упоминаются названия лишь некоторых из десяти уровней, полный список которых таков: 1) Прамудита («Великая радость»); 2) Вимала («Чистота, Отсутствие загрязнений»); 3) Прабхакари («Сияние, Лучезарность»); 4) Арчисмати («Пламя»); 5) Судурджая («Трудная победа»); 6) Абхимукти («Пред лицом [полной ясности]»); 7) Дурамгама («Далеко ушедший»); 8) Ачала («Неколебимость»); 9) Садхумати («Ясный ум»); 10) Дхармамегха («Облако Дхармы»).

ДВА ВИДА ОМРАЧЕИЙ (клеша-двая) — скрытые страсти-анушая и их проявления.

ДЕСЯТЬ УРОВНЕЙ [СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БОХДИСАТТВЫ] — см. ДАША-БХУМИ.

ДВЕНАДЦАТЬ ЗВЕНЬЕВ — см. ПРАТИТЬЯ САМУТПАДА.

ДВОЙНАЯ БЕССАМОСТНОСТЬ (наиратмья-двая) — отсутствие самосущего бытия: а) у живых/чувствующих существ (саттва); б) у предметов/явлений (дхарм).

ДВОЙНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ (ниродхам двая) — прекращение страданий и состояний, их порождающих.

ДВОЙНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ (аварана-двая) — препятствие клеш-омрачений (клеша-аварана) и препятствие ещё подлежащего узнаванию (джнея-аварана).

ДЕВЯТЬ ПЕРВОСУБСТАНЦИЙ (нава-дравья) — 1) земля (притхиви); 2) вода (апас); 3) огонь (теджас); 4) воздух (ваю); 5) пространство или эфир (акаша); 6) время (кала); 7) пространство материальное (диш); 8) «я»-самость (атман); 9) ум (манас).

ДУРАН-ГАМА/ДУРАМ-ГАМА (букв. «далеко ушедший») — название седьмой (из десяти) ступени совершенствования бодхисаттвы.

ДХАРМА (от дхри = «держать, поддерживать») — одно из базовых и очень ёмких/многозначных понятий индийской философии: «нечто незыблемое», «нерушимый закон», «долг», «справедливость», «предписанный образ жизни», «добродетель», «истина», «учение», «природа», «сущность», «вещь»... В контексте Ланкаватары под дхармами в большинстве случаев подразумеваются предметы/объекты (либо, точнее, мимолётные частицы потока мышления/воображения), в отличие от личности/субъекта. Однако если контекстом под этим термином подразумевается учение Будды, используется написание этого слова с заглавной буквы: Дхарма. При этом есть наиболее простой и универсальный перевод слова дхарма, предложенный, в частности, Гисином Токивой: «обладающее признаками».

ДХАРМА-КАЯ (букв. «Тело Закона», «Дхармовое Тело» или «Космическое/Вселенское Тело») — высшее из трёх т. н. тел будды, бескачественное по сути, но на относительном плане полагаемое средоточием всех свойств/качеств, обретаемых пробуждёнными.

ДХАРМА-МЕГХА (Облако Дхармы или Добродетели) — название десятой, высшей ступени совершенствования бодхисаттв.

ДХАРМАТА — изначальная истинная всеобщая сущность или природа (дхарма). Соответственно, дхармата-буддха — «сущностный будда».

ДХАТУ (букв. «мир, сфера, слой, уровень», но и — как в данном случае — «элемент, составная часть [существа]»), насчитывают 18 элементов-дхату: «Когда возникает мышление и рассуждения, сознание [хранилище] приходит в движение, рождаются 6 виджнян и возникают 6 индрий (органов восприятия), воспринимающих 6 гун (свойств объектов). Вот эти три шестерки и образуют 18 [дхату]» («Сутра помоста шестого патриарха» в пер. Н. В. Абаева»).

ДХЬЯНА (букв. «созерцание, сосредоточение»), особое состояние сосредоточенного ума, приводящее, в зависимости от уровня, к постижению Благородных истин буддизма и, в пределе, к достижению нирваны. В буддизме различают и четыре, и восемь, и даже неисчислимое количество (см. далее по тексту) дхьян.


ИНДРИИ — пять органов телесного восприятия (глаз, ухо, нос, язык и кожа) и соответствующие им пять чувств; иногда к ним добавляют также ум-манас и связанное с таковым мышление

ИСКУСНЫЕ СРЕДСТВА — см. УПАЯ.

ИЧЧХАНТИ/ИЧЧХАНТИКИ, (букв. «[те, что] хотят, хотящие», от иш = «искать, стремиться к») — речь идёт о жаждущих окончательного освобождения, но к нему не стремящихся. Подробнее — во второй главе Ланкаватары.


КАЛЬПА, в индуистской космологии — грандиозный период времени, именуемый также Днём Брахмы и составляющий, как чаще всего принято полагать, 4 320 млн. лет человеческого летоисчисления. Каждая кальпа завершается разрушением мира, вновь созидаемого в начале следующей кальпы. В буддизме кальпы трактуются сложнее и исчисляются несколько иначе, но также завершаются разрушением мира, в частности — всеиспепеляющим пламенем.

КЛЕША (букв. «мука, страдание; загрязнение, порок» — от клиш = «огорчать, беспокоить, причинять страдания») — источники страданий или омрачения; в буддизме существуют различные перечни клеш, сводимых, в конечном счёте, к трём основным: алчность или влечение (тришна), злоба или отвращение (двеша) и неведение (авидья).

КОЛЕСНИЦА (яна), в буддизме — путь или способ достижения Освобождения.


ЛОКАЯТА (букв. «следование земному, мирскому») — древнеиндийское (примерно середина I тыс. до н. э.) атеистико-материалистическое учение.


МАЙЯ — иллюзия, кажимость, нереальность.

МАЙОПАМА (майя + упама = «иллюзия, кажимость, нереальность» + «сходное, подобное» = «майя-подобное») — необходимо отметить, что слово майопама записано в санскр. оригинале Ланкаватара-сутры версии Нандзё с кратким последним «а» (тогда как упама с долгим «а» означает «сходное, подобное»), что традиционно переводится как «высшая майя», однако и Д. Судзуки и Г. Токива, выполнившие перевод сутры на английский, переводят его именно как «майя-подобное». При этом майопама-самадхи соответствует состоянию сознания, в котором окружающий мир воспринимается как сон или иллюзия, потому такое его именование, видимо, может быть применимо и к состоянию сознания, становящегося «тождественным майе».

МАНИ — см. ЧИНТА-МАНИ.

МАНТРА (букв. «орудие мысли») — священный звук-слог, слово либо сочетание слов, служащие достижению определённого внутреннего состояния, а также обретению сверхъестественных способностей.

МАНО-ВИДЖНЯНА (букв. «мысль; мышление» + «различающее сознание») — под мановиджняной (или мыслеразличающей виджняной) понимается способность к восприятию исключительно абстрактных и внечувственных объектов, т. е. не воспринимаемых физическими органами чувств.

МАНО-МАЙЯ-КАЯ (букв. «мысль» + «иллюзия» + «образ-тело») — зримый облик, принимаемый бодхисаттвой-махасаттвой для проповеди учения тому или иному существу.

МАРА (букв. «убийство, разрушение»), в буддизме — имя демона («разрушитель»), основного противника Будды, искушавшего его, в частности, дабы отвлечь от достижения высшего окончательного пробуждения (ануттара-самьяк-самбодхи), образами соблазнительных женщин. В широком смысле Мара представляет собою персонификацию всех неблагих побуждений, а также — привязанностей и негативных состояний, подлежащих преодолению.

МАХА-МУНИ (букв: «великий мудрец») — эпитет Будды.

МАХА-САТТВА — «великое существо», «[постигшее] великую [истину] существо». При этом махасаттвами (как иногда — и бодхисаттвами) принято именовать тех, кто отказался от нирваны для себя во имя достижения нирваны для всех.

МАХА-ЯНА (букв. «большая/великая колесница»), название более поздней ветви буддизма, в отличие от Тхера-вады (пали, «Учение старейших»), иногда ошибочно именуемой Хина-яной или «Малой колесницей». Основным отличием Махаяны от Тхеравады является стремление её последователей к достижению не индивидуального, но всеобщего спасения, основы чего и излагаются, в частности, в Ланкаватаре.

МУНИ (букв. «святой, монах, отшельник, мудрец») — эпитет Будды.

МЫСЛЕРАЗЛИЧАЮЩЕЕ СОЗНАНИЕ — см. МАНО-ВИДЖНЯНА.


НАГИ, в индуизме — змееподобные полубожественные существа, мудрецы и маги, способные оживлять мёртвых и менять облик (в человеческом виде живут среди людей); к буддизму наги благосклонны, более того, согласно одному из преданий сам Шакьямуни, ещё не будучи буддой, неоднократно воплощался в облике нага.

НАЙЯИКИ — последователи философской школы ньяя, наяя или найяя (букв. наяя = «то к чему возвращаются: исток, оригинал»); ньяя/найяя — одна из шести ортодоксальных (т. е. признающих авторитет Вед) школ индийской философии. В определённый период найяики, придерживающиеся, в отличие от буддистов (как и тиртхики-джайны), концепции существования обособленной души-самости, однако не признававшие, как и буддисты, авторитет Вед, были основными оппонентами буддистов.

НЕ-ВОЗВРАЩАЮЩИЙСЯ — см. АНАГАМИН.

НЕМЫСЛИМАЯ СМЕРТЬ (ачинтья-чьюти) — вероятно, имеется в виду состояние, упоминаемое ранее как ачинтья-паринати-чьюти. Однако Гисин Токива, сопоставивший санскр. версию Нандзё с более ранними по времени исполнения китайскими переводами Ланкаватары, уточняет эту сентенцию следующим образом (привожу в дословном переводе): «… он ещё не вышел за пределы [божественного], хотя прошёл через обычную, разделяющую жизни смерть. Он издаёт поистине львиный рык: “Моё рождение уничтожено, нет больше жизни в этих состояниях”…».

НИВАРАНА (букв. «препятствия») — в данном случае речь идёт о пяти умственных препятствиях на пути к нирване: (1) чувственные желания, (2) злоба-ненависть-гнев, (3) вялость-леность, (4) беспокойство-озабоченность и (5) сомнения, основанные на отрицании.

НИРВАНА (букв. «угасание, прекращение, успокоение») — «освобождение от сансары» или «выход из колеса перерождений».


ОБЛАКО ДХАРМЫ — см. ДХАРМА-МЕГХА.

ОБРАЩЕНИЕ [ума/сознания] — см. ПАРАВРИТТИ.

ОПОРЫ РИДДХИ — см. РИДДХИ-ПАДА.

ОСОБЫЕ СИЛЫ — см. БАЛА.


ПАРАВРИТТИ (букв. «наивысшая точка; вершина; окончание, завершение» + «поворот, возвращение вспять, преображение») — по сути, речь идёт об итоговом возвращении ума/сознания к изначальному, неомрачённому или пробуждённому состоянию.

ПАРАМИТЫ (букв. парамита = «то, с помощью чего достигается другой берег») — т. н. совершенства или умения, способствующие достижению пробуждения. Обычно называют шесть парамит: 1) дана- (щедрости или даяния); 2) шила- (собранности или соблюдения обетов); 3) кшанти- (терпения), 4) вирья- (усердия); 5) дхьяна- (созерцания/сосредоточения), 6) праджня- (мудрости); иногда добавляют ещё четыре: 7) сатья- (правдивости), 8) адхиштхана- (благоволения или бескорыстной помощи), 9) майтра- (дружелюбия) и 10) упекша- (бесстрастия или невовлечённости).

ПАРИ-НИРВАНА — букв. «окончательное освобождение», означающее окончательный выход из колеса рождений и смертей, т. е. — конечный уход из сансары.

ПЕРВОСТИХИИ — см. ВЕЛИКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ.

ПОБЕДИТЕЛЬ, ПОБЕДИВШИЙ [свои страсти и омрачения] (джина) — эпитет Будды.

ПРАМУДИТА — название первого из 10 уровней совершенствования бодхисаттвы.

ПРАТИТЬЯ-САМУТПАДА (букв. «цепь взаимозависимого происхождения [сансары/страданий]») — состоит из двенадцати «звеньев», соединяемых меж собою посредством кармы (т. е. законом причинно-следственных связей), при этом каждое из звеньев этой цепи, порождённое звеном предыдущим, служит, в свою очередь, источником возникновения звена последующего: (1) неведение (авидья); (2) побуждения/волевые импульсы (самскара); (3) сознание/различение/воображение (виджняна); (4) имя-форма (нама-рупа); (5) шесть «опор [восприятия]» (шат-аятана); (6) контакт/соединение [объекта, органов чувств и чувственного сознания] (спарша); (7) чувствование/ощущения (ведана); (8) желание/алчность (тришна); (9) хватание/стремление удерживать [желаемое] (упадана/праявастхана); (10) становление, т. е. стремление войти в следующую фазу существования (бхава); (11) новое рождение (джати); (12) старение/угасание и разрушение/смерть (джара-марана).

ПРАТЬЕКА-БУДДА — будда, достигший пробуждения самостоятельно, без поддержки будд.

ПРАТЬЯЯ (букв. «условие») — может переводиться и как «сопутствующая/содействующая причина», в отличие от причины как таковой (карана).

ПРЕПЯТСТВИЯ — см. НИВАРАНА.

ПРЕТА (букв. «ушедший») — дух усопшего, призрак, привидение, иногда переводится как «голодный дух».

ПРИЗНАКИ СОВЕРШЕНСТВА — согласно сутрам, физическое тело каждого из пробуждённых наделено тридцатью двумя великими (рупа-лакшана) и восьмьюдесятью (либо восьмьюдесятью двумя) малыми (анувьянджана) признаками совершенства. (Подробнее о великих признаках см., к примеру, во фрагменте из Лаккхана Сутты.)

ПРИВНЕСЕНИЕ И ОТВЕРЖЕНИЕ (самаропа-апавада, букв. «приписывание/наложение/добавление» + «исключение/отвергание») — два полемических приёма: утверждении и отрицании.

ПЯТЬ ДХАРМ: 1) проявления, 2) имени, 3) различения, 4) правильного знания и 5) истинной реальности.

ПЯТЬ НЕБЛАГИХ ДЕЯНИЙ/ПРЕСТУПЛЕНИЙ (панча-анантарья, где анантарья = «непрерывная последовательность, [порождающая] неотвратимые последствия»): убийство матери, отца, архата, разрушение сангхи, а также намеренное причинение вреда телу Татхагат; однако в Ланкаватара-сутре они трактуются и иносказательно (см. гл. 3, разд. II).

ПЯТЬ ПУТЕЙ ПЕРЕРОЖДЕНИЯ — 1) в мире богов (дэвов); 2) в мире людей; 3) в мире животных; 4) в мире голодных духов (претов); 5) в мире адских существ (нараков).

ПЯТЬ ТЕЛ ПРЕОБРАЖЕНИЯ (панча-нирмита) создаются буддой для проповеди Дхармы и помощи существам пяти (иногда упоминаются шесть) путей воплощения — среди людей, богов (дева), призраков (прета), обитателей ада (нарака) и демонов (асура).


РАКШИ/РАКШАСЫ (букв. «охраняющие») — демонические существа, обитающие, согласно преданиям, на кладбищах и питающиеся человеческим мясом.

РАССУЖДАЮЩИЙ — см. ТАРКИКА.

РИДДХИ (от ридх = «возрастать, преуспевать, процветать») — магические или чудесные способности.

РИДДХИ-ПАДА (букв. «опоры сверхъестественных способностей») — четыре условия, способствующих обретению магических или сверхъестественных способностей-риддхи: 1) сосредоточенное желание [достигнуть цели, т.е. способности-риддхи]; 2) сосредоточенное усилие [в достижении цели]; 3) сосредоточенность ума [на поставленной цели]; 4) сосредоточенное исследование достигнутого.

РИШИ, в индийской мифологии — ясновидящие поэты-мудрецы, создатели ведических гимнов, однако так же называют и основателей философских систем, выдающихся аскетов, грамматиков и др.


САДХУ-МАТИ (букв. «правильное восприятие») — название девятого из 10 уровней совершенствования бодхисаттвы.

САМА-ДХИ (букв. «соединение вместе, слияние» + «удерживать») — отождествление с объектом созерцания/сосредоточения: особое состояние сознания, достигаемое в итоге йогических практик сосредоточения.

САМАПАТТИ (букв. «достижения») — особые состояния ума/сознания, связанные с сосредоточением-самадхи; иногда слово самапатти употребляется в качестве синонима слову дхьяна, при этом различают по меньшей мере четыре типа самапатти (иногда — восемь): (1) не-различение многообразия форм и пребывание в беспредельном пространстве; (2) выход за пределы беспредельного пространства и отождествление с бесконечным сознанием; (3) и (4) самапатти определяются как связанные с бесконечно пустотным сознанием и исчезновением как восприятия, так и не-восприятия.

САМООБЛАДАНИЕ — см. ВАЩИТА.

САМСКАРА (букв. «собирание»), в буддизме — второе звено двенадцатизвенной цепи взаимозависимого происхождения и четвёртая из скандх, соответствующая «волениям/побуждениям» или «творениям ума».

САНГХА (букв. «объединение, сообщество»), в буддизме — в широком смысле, сообщество всех, следующих Учению Будды.

САНКХЬЯИКИ — последователи древнеиндийской ортодоксальной (т.е. не отвергающей учения Вед) философской школы Санкхья.

САНСАРА/САМСАРА (букв. «перерождение», а также — «мир, мироздание») — может переводиться и как «колесо перерождений» или «колесо рождений и смертей».

СВА-БХАВА (букв. «сам, само-» + «бытие, существование») — «самосущее бытие» или «самобытие», переводится также как «самосущая природа». Обычно под тремя свабхами/свабхавами понимаются три «природы вещей»: «воображаемая» (парикальпита-свабхава), «зависимая» (паратантра-свабхава) и «совершенная/истинная» (паринишпанна-свабхава).

СВЕРХЗНАНИЕ — см. АБХИДЖНЯ.

СВОЙСТВА ВЕЩЕЙ — см. АЛАМБАНА.

СИДДХАРТХА (букв «достигший цели») — эпитет Будды Шакьямуни.

СКАНДХИ (букв. скандха = «собрание, скопление»), в буддизме — пять групп составных элементов существа (по сути — пять собраний дхарм): (1) формы (рупа-скандха), (2) чувствования (ведана-скандха), (3) мышления или рассудочного восприятия (самджня-скандха), (4) побуждений, волевых импульсов (самскара-скандха) и (5) сознавания-различения (виджняна-скандха).

СОВЕРШЕННОЕ ПОСТИЖЕНИЕ — см. АБХИСАМАЯ.

СОСТАВНОЕ (санскрита) — составленное, сотворённое или состоящее из скандх и т.п.

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ПРОСВЕТЛЕНИЯ (бодхипакша) — их насчитывают тридцать семь: четыре основы осознанности (смрити-упастхани), четыре отвержения (самьяк-прахана) = четыре правильных усердия, четыре опоры сверхъестественных способностей (риддхи-пада), пять способностей восприятия (индрия), пять особых сил (бала: сила веры или шраддха-бала, сила устремлённости или вирья-бала, сила осознанности или смрити-бала и сила сосредоточения или самадхи-бала), семь факторов просветления (сапта-бодхи-ангани) и благородный восьмеричный путь (арья-аштанга-марга).


ТАКОВОСТЬ — см. ТАТХАТА.

ТАРКИКА — букв. «рассуждающий исходя из логики/здравого смысла».

ТАТХАГАТА-ГАРБХА (букв. «достигший таковости» + «лоно, матка, утроба») — «Лоно Татхагат».

ТАТХАГАТА-КАЯ (букв. «достигший таковости» + «тело») — синоним ДХАРМА-КАЯ.

ТАТХАТА — букв. «истинное состояние реальности; Таковость».

ТЕЛО ДХАРМЫ — см. ДХАРМА-КАЯ.

ТЕЛО ТАТХАГАТ — см. ТАТХАГАТА-КАЯ.

ТЕЛО, ТВОРИМОЕ МЫСЛЬЮ — см. МАНОМАЙЯ-КАЯ.

ТИРТХА-КАРА [букв. «подход, проход; путь») + кара («делающий, творящий») — «пролагающий или указующий путь [спасения/освобождения]»)], в индуизме — эпитет Вишну и Шивы; в джайнизме — «достигший мокши-освобождения и совершенства», эпитет основателей и реформаторов этого учения. В буддизме тиртхика/тиртхья/тиртхакара — ложный наставник.

ТИРТХЬЯ — см. ТИРТХА-КАРА.

ТРИ ДРАГОЦЕННОСТИ — Будда, Дхарма и Сангха, т. е. Пробуждённый/Просветлённый, Закон/Учение Будды и, в широком смысле, сообщество всех, следующих Учению Будды.

ТРИ ОМРАЧАЮЩИЕ ПРИВЯЗАННОСТИ (три-сангати) — влечение, отвращение и неведение.

ТРОЙНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ (три-самтати — букв. «тройное продолжение») — речь, видимо, идёт о существовании в трёх мирах (или сферах): желания, форм и без-форм.

ТУШИТА/ТУСИТА (от туш = «быть довольным, наслаждаться») — «удовлетворённый, радующийся, наслаждающийся»; в буддизме — название одной из высших дева-лок, т. е. — одного из миров богов.


УПАЯ/УПАЙЯ (полная форма — упая-каушалья, т.е. «искусные средства»), в буддизме — особые способы и методы проповеди Дхармы, а также достижения освобождения; во втором смысле к ним относятся и парамиты.

УСЛОВИЕ — см. ПРАТЬЯЯ.


ФАКТОРЫ ПРОСВЕТЛЕНИЯ (бодхьянга) — 1) осознанность/памятование (сати/смрити); 2) различение и исследование дхарм (дхарма-правичая); 3) усердие/мужество (вирья); 4) восторг (прити): 5) умиротворённость или успокоение [восторга] (прашрабдхи); 6) сосредоточение (самадхи); 7) бесстрастие или невозмутимость (упекша).


ЦЕПЬ ВЗАИМОЗАВИСИМОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ [сансары/страданий] — см. ПРАТИТЬЯ-САМУТПАДА.


ЧАКРА-ВАРТИН (букв. «поворачивающий колесо»), в переносном смысле — «поворачивающий колесо [времени, солнца...]», т. е. — «великий правитель, правитель мира».

ЧАТУШКОТИКА — в Ланкаватаре под этим термином подразумевается частное применении древнеиндийского четверичного способа аналитического описания реальности, согласно которому существование любого объекта может быть определено одним из четырёх утверждений: 1) «да»; 2) «нет»; 3) «и да, и нет»; 4) «ни да, ни нет».

ЧЕТЫРЕ ВЕРШИНЫ — см. ЧАТУШКОТИКА.

ЧЕТЫРЕ ОПОРЫ [восприятия] — признак, сущность, форма и имя

ЧЕТЫРЕ СУЖДЕНИЯ — см. ЧАТУШКОТИКА.

ЧИНТА-МАНИ (букв. «мысль-драгоценность») — мифический драгоценный камень, способный, согласно преданиям, исполнять любые желания; в буддизме — один из эпитетов Будды.


ШВЕТАДВИПА (букв. «белый/сияющий остров») — согласно Шри Брахма Самхите: «четырехугольный белый остров Шветадвипа окружает предместья Гокулы. В четырех разделенных частях Шветадвипы находятся владения Васудевы, Санкаршаны, Прадьюмны и Анируддхи. Эти разделенные сферы окружены четырьмя человеческими потребностями: благочестием (дхарма), богатством (артха), страстью (кама) и освобождением (мокша), а также четырьмя Ведами: Риг, Сама, Яджур и Атхарва. Эти Веды несут в себе мантры и являются путями исполнения четырех мирских потребностей. Десять трезубцев смотрят в десяти направлениях, включая зенит и надир. Восемь сторон света украшены восьмью драгоценными камнями — Махападма, Падма, Шанкха, Макара, Каччхапа, Мукунда, Кунда и Нила. Десять направлений охраняются десятью защитниками в виде мантр. С четырех сторон источают свет необычайные энергии и близкие спутники Кришны, облаченные в одеяния синего, желтого, красного и белого цветов».

ШРАВАКА, букв. «слушающий, слушатель», также — «ученик».

ШРАМАНЫ (от шрам = «прилагать усилия, стараться; преодолевать, побеждать») — общее название аскетов, монахов, в том числе и буддийских.

ШРИ-ВАТСА (букв. «счастливый; святой» + «дитя» — «святое дитя») — священный знак. Обычно шриватсу представляют как особый сияющий завиток волос на груди; изначально — атрибут ряда индуистских богов (Вишну, Кришны), которым они обладают с момента рождения, позднее этим же признаком был наделён и Будда.


ЮГИ (ед. ч. — юга) — четыре гигантских периода существования Вселенной: Крита (или Сатья) — юга совершенного мира или «золотой период»; Трета — третий (по порядку от Крита-юги — второй, именуемый также «медным») период; Двапара — второй (третий от Криты) и последний: Кали — период тьмы или всеобщего омрачения.

© Yu Kan,
составление,
дизайн, кодинг, 2008.
Впервые опубликовано на http://daolao.ru.

 Ланкаватара-сутра

  На главную страницу сайта