На главную страницу сайта   

ДА СЮЭ. Название допускает троякое истолкование: 1) «Великое учение» — учение о высокодостойной, совершенной личности; 2) «Высочайшая наука» — учение для высокопоставленных лиц, наука социально-политического управления; 3) «Высшее образование» — мировоззренческие наставления для взрослых людей. Самое краткое (1755 иероглифов) произведение из числа главных конфуцианских канонов. Создано в 5–3 вв. до н. э. Первоначально являлось главой 42 трактата «Ли цзи». Его самостоятельность впервые была обоснована Сыма Гуаном (11 в.). Сунские неоконфуцианцы Чэн Хао (11 в.), Чэн И (11 — нач. 12 в.) и гл. обр. Чжу Си (12 в.) утвердили «Д. с.» в качестве самостоятельного трактата (первого в «Четверокнижии» — «Сы шу»), интерпретировав его и подвергнув текстологической обработке. Текст был перекомпонован и ценностно структурирован: выделены каноническая (цзин [1]) и комментирующая (чжуань) части, разбивавшиеся на иерархизированные параграфы.

Автором идей канонической части был объявлен сам Конфуций (6–5 вв. до н.э.), а лицом, записавшим их, — его ученик Цзэн-цзы; идеи комментирующей части были приписаны Цзэн-цзы, их запись — его ученикам.

Ван Янмин (кон. 15–16 в.) отверг официально признанную чжусианскую версию, провозгласив аутентичность древнего оригинала «Д. с.», что положило начало конкуренции двух основных вариантов текста и трактовок «Д. с.» как в неоконфуцианстве, так и в совр. науке.

Кроме указанных, авторами «Д. с.» могли быть: Цзы Сы (5 в. до н.э.) — точка зрения Ван Бо (кон. 12–13 в.); ученик Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4–3 вв. до н.э.) Юэчжэн Кэ — точка зрения Фэн Юланя.

Проблематика трактата носит преимущественно этич. и социально-политич., отчасти антропологич. (в широком смысле) и гносеологич. характер. В канонич. части изложены «три устоя» (сань ган лин) и «восемь основоположений» (ба тяо му), к-рые в комментирующей части разъясняются и иллюстрируются в осн. цитатами из «Шу цзина» и «Ши цзина». «Три устоя» суть «выявление сиятельной добродетели/благодати» (мин мин да), «породнение с народом» (цинь минь, в интерпретации Чжу Си — «обновление народа», синь минь) и «установленность в высшем благе» (чжи юй чжи шань); «восемь основоположений» — «выверение (классификация, познание) вещей» (гэ у), «доведение знания до конца (до реализации)» (чжи чжи), «обретение искренности помыслов (мысли и воли)» (чэн и), «исправление сердца (психич. функций)» (чжэн синь), «совершенствование [собств.] личности» (сю шэнъ), «благоустроение семьи» (ци цзя), «приведение в порядок государства» (чжи то), «умиротворение Поднебесной» (пин тянь ся). В основе философии «Д. с.» лежит представление об имманентной добродетельности (дэ [1]) человеч. природы, к-рая должна быть выявлена: правителями в виде «гуманности» (жэнь [2]), подданными в виде соблюдения «долга/справедливости» (и [1]). «Добродетель», «гуманность» и «долг/справедливость» противопоставляются «пользе/выгоде» (ли [3]) и богатству (цай) в духе конф. антимеркантилизма. В «Д. с.», как и в «Лунь юе», выражено «золотое правило» морали, закрепленное категорией «взаимность» (шу [3]). Его следствие: «добродетели» правителя и народа должны находиться в гармонии. Не проявляющий «добродетели» правитель утрачивает свои права на власть. Не имеет фатального характера «предопределение/судьба» (мин [1]). Деятельность органов чувств зависит от деятельности «сердца» (синь [1]) — центр. психич. инстанции. В интерпретации «Д. с.» у Чжу Си приоритет отдавался объективной сфере «выверения вещей», а в трактовке Ван Янмина — субъективной сфере «совершенствования [собств.] личности».


Литература

Чжан Пэйянь. Д. с. юй Чжун юн цзинь и («Д. с.» и «Чжун юн» с пер. на совр. яз.). Шанхай, 1920.

Буланже П. А. Жизнь и учение Конфуция. М., 1903. С. 193–200 (пер. «Д. с.» — С. 97–124).

Кобзев А. И. «Великое учение» — конф. катехизис // Историко-филос. ежегодник. М., 1986. С. 227–33 (пер. «Д. с.» — С. 234–51).


Го Можо. Философы древнего Китая. М., 1961. С. 193–200.

Кобзев А. М. Теоретич. новация в неоконфуцианстве как текстологии, проблема (Ван Янмин и идейная борьба вокруг «Д. с.») // Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982.

Жэнь Цзюань. «Д. с.» луньли сысян пяньтань (Очерк этич. идей «Великого учения») // Цзянхай сюэкань. Нанкин, 1961. № 10.

Кан Шичжао, Куй Цзэн. Д. с. чунь цю (Летопись «Великого учения»). Пекин, 1981.

Янь Линфэн. «Д. с.» юй «да сюэ чжи дао» («Великое учение» и «путь великого учения») // Чжунго чжэ-сюэ ши яньцзю. 1986. №2.

Lin Yutang. The Wisdom of Confucius. N. Y., 1943 (пер. «Д. с.» — С. 122–37).

Hughes E.R. The Great Learning and the Mean-in-Action. N.V., 1943 (пер. «Д. с.» — С. 145–66).

Chan Wing-tsit. A Source Book in Chinese Philosophy. Princ. (N.Y.)-L., 1963 (пер. «Д. с.» — С. 84–9).


А. И. Кобзев.
Статья из электронного энциклопедического словаря
«КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ».
© 2002 DELTA-MM Corp.
© 2002 «Навигатор» (ООО «Программа 2000»)